Семиотика как наука имеет дурную репутацию. Книги и статьи по семиотике, как правило, пишутся настолько сложным и нудным языком, что создается впечатление, будто единственная их цель – не допустить в “башню из слоновой кости” тех, кто по умолчанию не является “членом клуба”.
Однако, если задуматься, семиотика – это невероятно интересная, живая и практически ориентированная область знания. Ее уникальность -- и преимущество, и неудобство -- заключается в том, что она не имеет единой, разделяемой всеми приверженцами и последователями, теоретической базы; не имеет своего отдельного метода; не имеет специфического объекта исследования.
Единственное, что объединяет людей, называющих себя “семиотиками”, интересующихся семиотикой и практикующих семиотику, – это острый, неподдельный и неисчерпаемый интерес к процессу производства смыслов.
Семиотика существует на пересечении целого ряда гуманитарных дисциплин: лингвистики, теории литературы, истории искусства, журналистики, риторики, культурологии, психологии, психоанализа, педагогики и т.д., и т.п. Если вам нравится пересекать границы, заплывать за буйки, срывать покровы и заглядывать за черту, то именно в семиотике совершать весь этот интеллектуальный беспредел можно совершенно безнаказанно, с удовольствием для себя и – если повезет -- с пользой для человечества.
В настоящее время на мировом древе семиотики отчетливо выделяются две могучих ветви.
Во-первых, это
европейская семиотика (или “семиология”), мощно берущая начало в “Курсе общей лингвистики” Фердинанда де Соссюра / Ferdinand de Saussure (1857-1913).
Во-вторых, это
американская семиотика, обильно произрастающая из работ философа, логика и математика Чарльза Сандерса Пирса / Charles Sanders Peirce (1839-1914).
Ни Сюссюр, ни Пирс никогда не писали книг или статей непосредственно по семиотике. Несмотря на это, именно они на пару по праву считаются отцами-основателями современной мировой традиции семиотических штудий.
Так, читая свой легендарный “Курс” в Женевском университете, в начале XX века Соссюр обозначил необходимость “науки, которая изучала бы жизнь знаков внутри общества”. Эту науку он предлагал назвать
семиология / ‘sémiologie’. В тоже самое время, по другую сторону Атлантики, Пирс, параллельно с Соссюром и независимо от него, разрабатывает новую область знания, которую он называет
семи(й)отика / ‘semeiotic’ и цель которой, на его взгляд, заключается в том, чтобы создать “формальную доктрину знаков”.
Существует множество определений того, что такое семиотика. Так, американский философ Чарльз Уильям Моррис / Charles William Morris (1901-1979) определил семиотику как “науку о знаках”. Томас Себеок / Thomas Sebeok (1920-2001) утверждал, что “предмет семиотики это, говоря по-простому, сообщения – любые сообщения вообще”. Умберто Эко / Umberto Eco (1932-2016), в свою очередь, писал, что “семиотика затрагивает все, что может быть понято как знак”.
Однако, самое интересное понимание и самобытное определение семиотики предложил русский (советский) семиотик
Юрий Михайлович Лотман (1922-1993). Лотмановское понимание семиотики органично вырастало из его многолетних исследований истории русской поэзии, литературы и культуры.
Так, Лотман полагал, что “культура есть устройство, вырабатывающее информацию. ... Она есть антиэнтропийный механизм человечеств. К ней можно применить слова Гераклита Эфесского: "Психее присущ самовозрастающий логос" ”.
Для выполнения функции универсального информационного генератора, культуре необходима сложная внутренняя организация. Соответственно семиотика, по Лотману, -- это наука, изучающая базовые принципы внутренней организации культуры; скрытые механизмы и закономерности её функционирования; её алфавит и способы сочетания “букв” в этом “алфавите”.
Мы, люди, являемся говорящими животными. Наше главное отличие от четвероногих друзей заключается в том, что, во-первых, мы владеем языком (а он владеет нами); во-вторых мы погружены в мир культуры, и только находясь внутри этого мира – внутри “
семиосферы”, как называет этот мир Лотман, -- мы можем продолжать свое существование.
Самый общий вопрос, на который ищет ответ семиотика: как именно мы, люди, конструируем свою реальность при помощи знаков и знаковых систем?
Как мы передаем и принимаем сообщения? По каким принципам осуществляется ситуация “я сказал – ты понял”? Каковы механизмы передачи и хранения информации внутри поля культуры? Что обеспечивает надежность ее передачи? В каких случаях можно сомневаться в этой надежности? И что это вообще значит: “понимать”?
Об этом и о многом другом мы будем подробно говорить на очередном вебинаре из цикла “
Осторожно – семиотика!”, который состоится 30 июня в 18:00 мск, на платформе edunote.ru. РЕГИСТРАЦИЯ:
https://edunote.ru/course-421
***
Первый вебинар цикла можно посмотреть тут:
https://edunote.ru/course-385 за donation
А вот ссылка на предыдущий текст о семиотике в дайджесте edunote.ru:
Юрий Михайлович Лотман как Зигмунд Фрейд Советского Союза (13 апреля 2022 года)
Вы можете стать участником актуальных вебинаров, смотрите
РАСПИСАНИЕ вебинаров