С каждым новым вебинаром все диковиннее и диковиннее становится. В этот раз вместо долгих рассуждений по теме, автор просто предоставляет протокол работы с одной пациенткой как некий акт его творческой фантазии. Было непонятно, что этой подробной виньеткой он хотел проиллюстрировать. Однако текст перегружен эротической формой ненавистью, что отражает основную идею книги.
Обсуждение было интересное. Ведущие как всегда прекрасны. Впереди еще две главы и дополнительные материалы по теме, что приятно.
Для вновь прибывших: рекомендую данный курс для знакомства и теоретической проработки темы перверсии.
С уважением,
к.б.н., доцент,
клинический психолог,
психолог-психоаналитик
Дмитрий Владимирович Нещадим
ДОСТОИНСТВА:
Помню первый раз, когда в 2021 году пошел на онлайн-курс к Айтен Юрановне по психоанализу юного субъекта, то ничего не понимал, что она говорит. Слова как будто знакомые, а речь - настоящая абракадабра. Лектор очень привлекательная женщина, выглядит эффектно и очень приятный голос и взгляд. Дал себе время. Просто слушал, так как нравилось эстетика встреч и то, о чем шла речь. Голос окутывал, где-то жалил, а где-то убаюкивал. Спустя полгода стал что-то даже понимать, различать какие-то фразы и пассажи. Вскоре и сам заговорил на этом тайном языке. Как будто открылось новое понимание себя и появилась возможность перезаписать некоторые до боли знакомые и не знакомы одновременно переживания из памяти своего тела. В целом очень понравилось это обучение, хотя я не разделяю теорию структурного психоанализа (во многом я не согласен с топикой Лакана), но видение и интерпретация топик Дольто-Лакана в контексте юного субъекта в исполнении именно Айтен Юрановны мне достаточно интересно. На мой взгляд, это заслуга данного лектора, а не ее идейных учителей, хотя сложно отделить одно от Другого.
ПОЖЕЛАНИЯ:
Мне понравилось в прошлых курсах Айтен Юрановны, что можно было свободно делиться своими ассоциациями и активно участвовать в дискуссии. В данном формате сильно не хватает времени для дискуссии, большая часть уходит на изложение теоретического материала. А также мне очень нравилась практика написания психоаналитических эссе по изучаемой теме, где можно поупражняться в мышлении, и получить обратную связь от преподавателя. Видимо, это уже формат психоаналитической мастерской.
ВЫВОДЫ:
Данный курс рекомендую к ознакомлению, а также и другие курсы, которые будет под маркой Юран Айтен Юрановны.
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
клинический психолог,
психолог-психоаналитик,
Дмитрий Владимирович Нещадим
Прекрасный был семинар. В этот раз материал главы по поводу риска против скуки при перверсии был более четким и сконцентрированным, чем до этого, но все равно задавал множество вопросов и раздумий. Очень интересно следить за мыслью и ассоциациями своих коллег, размышлять и вступать в диалог. Рекомендую данный цикл вебинаров.
Буду ожидать следующей встречи
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
клинический (медицинский) психолог
Дмитрий Владимирович Нещадим
Прекрасный семинар. Буду в этот раз краток. Было интересно подумать и порассуждать над темой ненависти и тайны в перверсии. Нравится данное психоаналитическое пространство. В ожидании новой встречи
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
клинический (медицинский) психолог
Дмитрий Владимирович Нещадим
Встреча была интересной. После второй главы "прожарки" Фрейда и современных научных достижений в области биологии, генетики, статистики и прочих наук, Столлер взял уверенный курс по прояснению своей центральной идеи, что перверсия - это эротическая форма ненависти. Во время встречи подняли множество новых контекстов и смыслов, что дало новые точки зрения на тему перверсии и вариаций как форм сексуальных аберраций.
Вопросы продолжают пока что множиться. Почему общество принимает постоянные изменения в названиях психопатологий, подчеркивая ее биологическую этиологию нежели психогенез? Как относится к постепенной гуманизации и повышению толерантности в адрес размывания различий групп (вопрос пола и гендера, невроза и перверсии и прочее)? Почему одни перверсии ошибочно являются вариациями, а некоторые вариации - перверсиями? Во всех ли формах сексуального поведения есть элемент враждебности и триумфа? Обязательно при перверсии внешнее отреагирование (англ. acting out) эротической формы ненависти (или достаточно фантазийного плана)? Какую форму страдания принимает при перверсиях (в отличии от неврозов)? В чем ключевая разница между концепцией перверсии Фрейда и Столлера? Почему Столлер заведомо опускает достижения других аналитиков в области перверсии, а также почему приводит малознакомые имена (наравне с мировыми исследователя), которые только укрепляют и подтверждают его точку зрения? Почему Столлер принижает значимость ключевой концепции влечения при обсуждении метапсихологии и темы перверсии в психоанализе? И что делать в кабинете с проявлением бессознательных фантазий при перверсии, в центре которой находится враждебность по отношению к объектам (влечений или все же отрицания или может быть "негатива" влечений?)? Какими сексуальными намерениями Столлера вымощен путь в этот перверсивный ад? И в чем психический конфликт автора заключается при написании данного труда (если его работу рассматривать как частный симптом или компромиссное образование)?
Благодарю руководителей и коллег за прояснения понятия "невраждебный промискуитет" от враждебного промискуитета Джон Жуана. Было интересно послушать размышления про кастрацию мальчиков и девочек (с упоминанием книги "Цветок Пустыни" о фотомодели Варис Дирие, которая подвергалась процедуре кастрации клитора в детстве), как разные культуры по отношению друг к другу по-разному маркируют то или иной сексуальное поведение перверсией, что так мужчины пристали к сексуальности и оргазмам женщин, о возможности или невозможности быть внутри и вне культуры и прочее. Когда обсуждали ритуализированную гомосексуальность в Древней Греции, задумался также о древнегреческом обряде вакханок, которые насиловали и убивали мужчин (возможно, тоже своевременный вариант, а не перверсия).
В следующий раз обещается, наверное, деликатная встреча, где нас познакомят с явлением просмотра порнографии. Видимо, где просмотр порнографии является перверсией, а где допустимым вариантом аберрации сексуального поведения. Интересно, если бы Дон Жуана жил в наше время, то какую порнографию он бы смотрел (если бы смотрел), а может он бы ее снимал (!), приглашая толпы унижающихся перед ним женщин, желающих сняться именно у него. А как быть с явлением вебкама, рассылок дикпиков и нюдсов в социальных сетях незнакомым женщинам и мужчинам, кинки вечеринок... Возможно ли вообще допустить, что Дон Жуан окажется на кушетке психоаналитика, и что он тогда поведает психоаналитику? А как будет выглядеть эротическая форма ненависти в адрес аналитика, и как аналитик будет отвечать в контрпереносе на этот случай "негатива невроза"? Неужели психоаналитик должен стать Каменным гостем, чтобы призвать Дон Жуана к раскаянию или призвать фурий, чтобы они его утащили в неведомы ад (бессознательного).
Буду ждать новой встречи по пятой главе "порнография и перверсия". Для новых участников рекомендую знакомство с книгой Роберта Дж. Столлера "Перверсия: эротическая форма ненависти"
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
медицинский (клинический) психолог
Дмитрий Владимирович Нещадим
Был интересный вебинар по второй главы из книги Р. Столлера "Перверсия. Эротическая форма ненависти". Материал главы был достаточно амбивалентный (двойственный) по содержанию. С одной стороны, автор планомерно подготавливает читателя к последующему рассмотрению феномена перверсии, а, с другой стороны, во многом упрощает концепции метапсихологии Фрейда и вносит определенную сумятицу. В целом глава воспринималась как "прожарка" базовых идей Фрейда в контексте современных представлений о сексуальности на момент выхода книги. Такое ощущение, что Столлер расчищает сцену для своей начавшейся постановки "Перверсия - эротическая форма ненависти". Однако тем самым и было интересно вновь вернуться к обсуждению базовых понятий метапсихологии психоанализа: влечение, либидо, перехода между телом и психикой и прочее. Нуждается ли психоанализ в их пересмотре?
Также было увлекательно послушать ведущих и коллег, которые активно высказывают свои ассоциации и мнения по поводу прочитанного материала. Взял для себя несколько гипотез по поводу страха вырастит или не вырастит (пенис или грудь?), "феминности" нервной ткани и психического, влияние сомы или культуры на конструирования предполагаемого феномена перверсии.
В ожидании обсуждения следующих двух глав
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
медицинский (клинический) психолог
Дмитрий Владимирович Нещадим
Прекрасное начало интересного проекта. С нетерпением ждал его. Тема перверсии в исполнении двух сильных волшебников-психоаналитиков в окружении других волшебников. Знакомят с черной магией, чтобы справляться с темной стороной маглов... шучу!
Очень рекомендую курс для тех, кто еще раздумывает, но сомневается. Познакомитесь с личностью Роберта Столлера, с его взглядом на тему перверсии и гендерной идентичности. Сам текст очень приятно и легко читать (хорошая работа переводчика С.Ф. Сироткина). Курс только начался и можно с легкостью наверстать пропущенное занятие.
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
медицинский (клинический) психолог
Дмитрий Владимирович Нещадим
Большое уважение и благодарность данному проекту. Второй раз с опытными клиническими аналитиками и супервизорами, Андреем Иванович Куликовым и Олегом Владимировичем Аксененко, обсуждаем работы американского эго психолога Чарльза Бреннера. В первый раз - это была его работа "Элементарный учебник психоанализ" (An Elementary Textbook of Psychoanalysis, 1974), а в этот раз - это "Психоаналитическая техника и психический конфликт" (Psychoamalytic Technique and Psychic Conflict, 1976). Очень интересные идеи автора, особенно под разным взглядом эрудированных ведущих и благодаря разносторонним мнениям моих коллег. Мне нравится данное пространство, дающее возможность расширить свои представления об метапсихологии психоанализа и технике психоаналитической терапии, пофантазировать на тему, обсудить ее, да и просто отдаться свободно парящему вниманию. Теперь идея психического конфликта как компромиссного образования хорошо врезалась в мой теоретический багаж, который активно применяю в своей работе. После каждой встречи остается приятное послевкусие и ожидание новой. Под конец года также был анонсирован новый виток встреч в наступающем 2024 году по разбору классической работы Роберта Столлера "Перверсия эротическая форма ненависти" (Perversion: The Erotic Form of Hatred, 1975). В предвкушении нового автора, новой темы и новых встреч.
Еще раз большое спасибо ведущим, коллегам и, конечно, организаторам
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик,
медицинский (клинический) психолог,
Дмитрий Владимирович Нещадим
Было очень сноутверждающе и симптомофокусировано, даже о мечтанаправленности не забыли поговорить. Семинар был подобно сновидению: что было на самом деле никогда никто не узнать, а что удается рассказать будет субъективной первой ассоциацией каждого участника. Не обольщайтесь, видео запись данного семинара - это блеклая копия того, что было на самомом деле (как мертвое представление, не прошедшее вытеснение и необходимую психическую обработку). Поэтому приходите на сами семинары и активно участвуйте в дискуссии.
В каждом семинаре чувствуется мужская сила и упертость Чарльза Бреннера в своей логике: во всех психических феноменах видеть призрак бессознательного психического конфликта. Складывается примитивное ощущение, что все есть компромиссное образование. Андрей Иванович как всегда красавчик, не дает заскучать в этом однообразном американском желе, и подбрасывает каверзные вопросы: анализ сновидения имеет ли особое положение по сравнению с тем же анализом симптомов или фантазий? Также АИ каждый раз неустанно как бы напоминает нам: "Матчасть нужно знать, мат* ваш*!" - явление Лапланша и Понталиса с участием "я" в сновидениях и симптомах, на мой скромный взгляд, бесценно. Узнал также, что ведущий не смотрит фильмы (да и вообще выпал из современного культурного пласта) и как-то так хитро смотрит в этот момент в камеру - еще одно поле для ассоциативного фантазирования. Ох, эти незатейливые психоаналитические приемчики - прям бери из рук в руки. Зато фильмы 60-80 гг. тут как тут, что приятно дает вспомнить, что все мы родом из СССР (конечно же, почти все). Много прекрасных анекдот и шуток к месту (а, возможно, и не к месту) дают отреагировать скопившееся неудовольствие. А Олег Владимирович всегда создает эффект присутствия духа объектных отношений с "хорошей" и "плохой" материнской грудью, со своим необычным виденьем, уводящий в какие-то другие неведомые дали аналитического ландшафта метапсихологии.
Прозвучало много ассоциативных историй участников, дополняющие общее полотно смылообразования, чтобы справиться с этой тревогой по поводу анализа Чарльза Бреннера в новой предложенной им теме. Складывается общее впечатление, что в данном образовательном поле подспудно звучит тезис "все есть секс!", также напоминая, что "Большой брат" (Фрейд) со своей теорией влечений наблюдает за тобой; но каждый раз явление и судьба этого секса (влечений) разное.
В целом семинар оставил приятное впечатление. Так и хочется невольно выкрикнуть: "Коллеги, а не повторить бы еще раз?" Поэтому следующей встрече обязательно быть!
С уважением,
к.б.н., доцент,
психолог-психоаналитик,
Дмитрий Владимирович Нещадим
Очередной семинар мне понравился. Не хватило понимания депрессивного аффекта, предложенная Чарльзом Бреннера. В ожидании следующей встречи! С уважением, Дмитрий Владимирович
Посетил второй семинар по Чарльзу Бреннеру. Встреча была прекрасной. Рассмотрели гипотезу и интерпретацию с точки зрения Чарльза Бреннера. Увлекательно наблюдать за разворачивающейся дискуссией ведущих и коллег, а также принят в ней участие. Каждый раз семинар наводит на новые мысли, расставляет акценты и любезно приглашает к продолжению.
Большая благодарность организаторам и ведущим!
С нетерпением жду следующей встречи
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик
Дмитрий Владимирович Нещадим
Замечательный первый семинар! До этого уже знакомился с другой книгой Чарльза Бреннера у А.И. Куликова и О.В. Аксиненко. Данные встречи всегда какой-то профессиональный праздник. Интересно послушать ведущих и мысли своих коллег. Образование в "куликовом поле" - это воплощение психоаналитической мысли в действии.
Благодарю организаторов за такую возможность!
Оплатил полный курс. Буду ждать новых мероприятий
С уважением,
к.б.н., доцент НГУЭУ,
психолог-психоаналитик
Дмитрий Владимирович Нещадим
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.
С каждым новым вебинаром все диковиннее и диковиннее становится. В этот раз вместо долгих рассуждений по теме, автор просто предоставляет протокол работы с одной пациенткой как некий акт его творческой фантазии. Было непонятно, что этой подробной виньеткой он хотел проиллюстрировать. Однако текст перегружен эротической формой ненавистью, что отражает основную идею книги.
Обсуждение было интересное. Ведущие как всегда прекрасны. Впереди еще две главы и дополнительные материалы по теме, что приятно.
Для вновь прибывших: рекомендую данный курс для знакомства и теоретической проработки темы перверсии.
С уважением,
к.б.н., доцент,
клинический психолог,
психолог-психоаналитик
Дмитрий Владимирович Нещадим
Уважаемый Дмитрий Владимирович, большое спасибо за рекомендацию курса и творческий взгляд на материал!