Вертикальная ось травмы эмигранта
Что такое ось травмы? И что она представляет собой у эмигранта? Что становится лейтмотивом жизни эмигранта? В материале Марины Куликовой.
По горизонтали и в пространственной оси эмигрант теряет социальный конверт: привычное окружение, вкусы, пейзажи, язык, всю телесную и социальную оболочку, которая работает как охранитель Я от влечений.
Потери по вертикали касаются потерь по оси времени: утрата традиций, корней, культуры и вовлекают эмигранта в перестройку Супер-Эго, как личного, сформированного семейной историей из Супер-Эго родителей, так и социально-группового;
Здесь проблема кроется в том, что всякая группа, начиная с семейной, сформирована вокруг определенного первофантазма, которых всего пять.
То же касается и больших групп. Изгнанник из одной системы попадает, как правило, в систему, которая сформировалась вокруг иного фантазма. Помимо этого, практически всех эмигрантов можно назвать "жертвами" фантазма соблазнения, ибо они почти наверняка покинули свою страну ради "Эльдорадо".
Здесь мы, как психоаналитики, неминуемо встретимся с столкновением больших систем и их фантазмов, средних систем (групп, организованных вокруг религий, идеологий, сообществ и даже профессий) и малых (семейных).
Попытка сохранить семейную фантазмическую систему или реконструировать ее любой ценой уже в новой, но конфликтной среде может стать лейтмотивом жизни эмигранта.
На примере клинической виньетки "Путь Самиры" Франсуа Дюпарка, в рамках семинара
Разрушение семейных систем и деструктивные сообщества, мы увидим попытку такой реконструкции за счет допущения собственно насилия и жестокого использования родственниками по мужской линии, которые в свою очередь примкнули к фундаменталисткой религиозной ячейке.
Риск стать жертвой соблазнения деспотичной структурой особенно характерен для второго поколения эмигрантов, которые в силу утраты связей с культурным Супер-Эго страны изгнания реархивируют Супер-Эго в его комичном и бредовом варианте, так называемом в "бредовом возвращении к корням".
Мы познакомимся с семейными системами, организованными вокруг основных пяти фантазмов, обсудим, почему экспорт демократии и либеральных ценностей из одной стороны земного шара приводит к бредовым конструкциям на другой стороне земного шара, почему соседним странам не удается понять культуру друг друга, и что эмигранты второго поколения особо подвержены идеологиям фундаменталисткого характера.
Мы также увидим, как на примере анализа случая "человека с крысами" Фрейда происходит миграция конфликта-невроза-симптома от поколения к поколению.
Удивительным будет узнать то, что нуклеарная или ядерная семья с ранней сепарацией ребенка и не вовлеченностью родителей в жизнь второго поколения является не единственным типом семей, что сам Фрейд принадлежал к стволовому типу семей, где всегда есть фигура сильного отца и вопрос семейного наследства, что Россия принадлежит к общинному типу семей, а мусульманские семьи организованы вокруг фантазма материнского лона, что поможет понять сложность работы аналитика на стыке двух и более культур.
На основе работ Франсуа Дюпарка, Жана Лапланша, антрополога Эманюэля Тодда.
Изображение — кадр из к/ф "Гавр", реж. Аки Каурисмяки
Автор:
Марина Геннадиевна Куликова — клинический психолог, групп-аналитик, психоаналитик.
Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!
Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться: РАСПИСАНИЕ вебинаров