Разрушительное всемогущество, психоз и атомная бомба
Всю свою историю человек демонстрирует дихотомию своих ключевых влечений: влечения к жизни и влечения к смерти.
С одной стороны, развитие цивилизации, науки и культуры предъявляет нам "созидательного субъекта". С другой стороны, он же мастерски оттачивает орудия убийства своего собрата. Как эта дихотомия отражается в искусстве, и как она репрезентуется в работах психоаналитиков?
Если говорить про оружие массового поражения (ОМП), то оно использовалось с незапамятных времён. Греческий огонь, яды и всевозможное биологическое оружие, пирит, используемый в Первой Мировой и, как венец всего текущего прогресса – ядерная бомба.
Если страх перед смертью носил только локальный характер, например, в морской баталии, отдельно взятой крепости, городе или же на поле битвы, то изобретение ядерного оружия значительно повысило ставки тотального уничтожения человечества как вида. Мощь, скорость и масштаб такого оружия повергают человека в паралич и безмолвное благоговение перед тем, кто этим оружием обладает. Как писала Ханна Сигал в своей статье
"Хиросима — Персидский залив и далее: психоаналитическая перспектива": "Наличие ядерного оружия актуализирует и мобилизует то, что я назвала бы миром шизофреника. Стирание границ между реальностью и фантазией есть черта, для психоза характерная. Состояние разрушительного всемогущества становится вполне реальным: одним нажатием кнопки мир невосстановимо уничтожается. Для такого примитивного всемогущества проблема вовсе не во влечении к смерти и страхе перед ней, присущих более зрелому депрессивному и Эдипову состоянию: оно одержимо желанием истребления себя и вообще всего на свете, а также связанными с этими страхам".
Однако, как реагирует общество на то, что с ним и в нём происходит? Если это не взгляд психоаналитика, то мы должны обратить внимание на то, как эти страхи репрезентируются. И тут же на ум приходит кинематография как современный вид искусства. После Хиросимы и Нагасаки как сублимированный ответ на нападение, японцы в 1954 году сняли
"Годзиллу", доисторическое существо, пробуждённое радиацией, которое разрушает города. Годзилла настолько пришлась по вкусу обществу, что франшиза не сходит с экранов до сих пор. Во времена Холодной Войны С. Кубрик снял чёрную комедию
"Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (1964). Напряжение в мировом масштабе было настолько большое, что только через чёрный юмор можно было соприкоснуться с тем ужасом, который испытывал обыватель перед возможностью стать ядерным пеплом за несколько минут.
Авария на Чернобыльской АЭС вновь сдула пыль с позабытой книги под названием
"Смерть человека от радиации или последствия облучения". И вновь человек пытается переосмыслить реальность происходящего. К. Лопушанский снимает картину
"Письма мёртвого человека" (1986), которая является своего рода интерпретацией "ядерной зимы" со стороны СССР в ответ на зарубежные фильмы, такие как
"На последнем берегу" Креймера,
"На следующий день" Мейера.
С изобретением атомной бомбы в копилке страхов у человечества прибавилось и современные конфликты подогревают их. Так, например, можно отметить нашумевший фильм
"Оппенгеймер" (2023) К. Нолана. В нём поднимаются вопросы этики и морали, экзистенциальной угрозы, роли личности в истории, коллективной памяти и психологического давления.
И, как будто, каждая из этих картин подсвечивает не только некий архаический страх смерти, но и актуальные, сиюминутные страхи, которые захватывают умы человечества. Так много вопросов, так мало ответов, но, лишь смотря в глаза своему страху и называя его, мы можем его преодолеть.
Хотелось бы закончить эти исторически-кинематографические размышления цитатой из комедии
"ДМБ" (2000) Р. Кочанова, где офицер показывает установку запуска ядерных ракет юным новобранцам в части:
— Отсюда, ребятки, наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу.
— Может бахнем?
— Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху! Но потом.
Автор:
Максим Владимирович Жданов — магистр психологии, магистр международного бизнеса.
Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!
Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться:
РАСПИСАНИЕ вебинаров