Top.Mail.Ru
Образовательный портал
"Параллельные матери" (2021) Педро Альмодовар.
"Сочные цвета, лучшие колоритные актеры (особенно Пенелопа Крус), непривычная культура Испании и, конечно, динамичный сюжет, где действие не заставит скучать."

Отзыв о кинофильме глазами психоаналитика Юлии Анатольевны Гордеевой
Как обычно, мой отзыв будет содержать не столько психоаналитический анализ персонажа, сколько мое личное впечатление от кинофильма, преломленное через психоаналитическую призму.

Осторожно: спойлеры

Итак, этот фильм ярок и прекрасен. В отличие от других фильмов Альмодовара, он не столько шокирует, сколько удивляет и радует. Сочные цвета, лучшие колоритные актеры (особенно, Пенелопа Крус), непривычная культура Испании - страны, в которой я обожала отдыхать… и, конечно, динамичный сюжет, где действие не заставит скучать.



Однако, для меня сейчас это фильм о смерти и жизни, именно в таком порядке. Фильм начинается с желания главной героини, Дженис. Она просит мужчину-антрополога помочь ей получить разрешение на раскопку братской могилы и перезахоронение ее прадеда, убитого во время Гражданской войны в Испании*. [Справка: в 1936 г началась гражданская война в Испании, охватившая страну на три года. Эта война стала одной из самых трагичных эпизодов не только испанской, но и мировой истории и истории мирового коммунистического и антифашистского движения вообще.] И уже четыре поколения семьи одного маленького испанского городка страдают от потери своих мужчин: сына, мужа, брата, отца. Нам показывают черно-белые фотографии молодых красивых испанских мужчин, которых в один день солдаты увели из дома и больше они уже не вернулись. Родным не дали похоронить их тела, и только правнучка, Дженис, уже взрослая сорокалетняя женщина, наконец дожидается подходящего времени и законов, чтобы добиться разрешения начать раскопки захоронения - ведь все жители деревни прекрасно знают место этой братской могилы. И ещё не поздно - остались бережно хранимые старые фотографии и воспоминания, причём даже не тех, кто ещё помнил этих мужчин, а уже очень очень старых их детей, которые тогда были ещё младенцами. Эта бережно передаваемая живая память потрясает!

Далее сюжет надолго уводит нас в перипетии личной жизни Дженис, которая, как оказывается, и сама выросла без отца - так отразилась на этой семье травма поколений - жизнь без мужчин. По каким-то причинам в ее жизни не было ни дедушки, ни отца. Дженис вырастила ее бабушка, которая была дочерью погибшего в Гражданскую войну патриота. Кстати, Дженис тоже фотограф по профессии, как и прадедушка.

У Дженис начинается роман с антропологом Артуро, она беременеет и рожает дочку. Антрополог женат, поэтому и Дженис традиционно - одинокая мать. Но мать, родившая желанного ребёнка и имеющая силы и возможность его вырастить. Далее следует очень интересный драматичный сюжетный поворот, от которого падает вниз сердце каждой матери - больнице случайно путают детей, и Дженис получает вместо родной дочери малышку-азиатку, дочь несовершеннолетней Анны, вместе с которой они делили больничную палату. Однако Дженис настолько поглощена материнством, что очень любит девочку, а ее необычную внешность и непохожесть на себя и Артуро объясняет себе тем, что малышка Сесиль просто похожа на отца Дженис, которого, кстати, она никогда не видела. И мать Дженис уже давно умерла и не может ничего прояснить. Но Артуро, едва взглянув на малышку, сразу понимает, что Сесиль - не его дочь, она слишком "чужая".

Параллельно нам показывают не менее трагическую историю матери Сесиль, девушки Анны, которая растит родную дочь Дженис и не подозревает об этом. У Анны нет отношений ни с отцом (хотя он жив и отлично себя чувствует), ни со своей матерью Терезой, которая увлечена только своей карьерой актрисы. Анна впадает в депрессию, когда через месяц после родов мать бросает ее с малышкой, чтобы уехать на гастроли. Здесь снова звучит тема родительства, точнее, невключенного, незаботливого родительства. Постепенно мы узнаём ещё больше трагических подробностей жизни Анны и обстоятельств ее нежданной беременности. И кажется закономерным, что несмотря на хороший уход, девочка Анны (родная дочь Дженис) трагически погибает младенцем - "внезапная смерть". Когда Дженис узнаёт, что ее родная дочь умерла, то, конечно же, очень страдает, что не сможет больше обнять свою малышку, которую она так ждала. Но у неё остаётся Сесиль, и Дженис ещё больше привязывается к ней, и конечно, ей крайне трудно сказать правду Анне и она даже меняет номер своего телефона.



Далее тема материнства разворачивается на еще более глубоком уровне, когда Дженис приглашает Анну стать ее помощницей по дому и уходу за Сесиль. Дженис и Анна сближаются и начинают жить вместе, делить уход за домом, ребенком, вместе готовить и гулять. Выясняется, что Анна совершенно наивна и ничего не умеет делать. Здесь обратите внимание на футболку Дженис: “We should all be feminists” и как все более маскулинными становятся прическа и одежда Анны. И чем более неженственной становится Анна, тем чаще появляется в кадре большая “материнская” грудь Дженис. Женщины становятся все ближе и ближе, до тех пор, пока параллельные линии не пересекаются в глубинах их бессознательного - в момент, когда они становятся любовницами. Анна находит в лице Дженис “хорошую мать”, которая создает ей безопасный холдинг и Анна наконец получает (разыгрывает) недостающий ей опыт заботы и любви. Спать с мамой в одной кровати - это вполне сознательное распространенное детское желание. И запретное инцестуозное желание также имеет место быть, хотя убедиться в этом лично можно только в кабинете психоаналитика.

Мотив Дженис более сложный - я думаю здесь сказывается и реальное одиночество - отсутствие мужской фигуры (отца ребенка), и взятые на себя мужские функции - оказывается, что быть феминисткой не так-то и просто - Дженис много работает, очень устает и плохо высыпается, и сопереживание молоденькой Анне, которая по возрасту годится Дженис в дочери, и материнская щедрость кормящей матери (хотя нам не показывают кормление грудью, но это именно ранний период, когда ребенок еще очень тесно связан с матерью и она находится в особом состоянии психики). Дженис тяжело совмещать все эти роли, да еще и переживать смерть родной дочери.

Несмотря на такой драматичный сюжет, финал фильма очень обнадёживает. Джанет и Анна проясняют свои отношения и становятся почти родными, дружат. Дженис возобновляет отношения с Артуро, причем это происходит в фамильном доме Дженис, “дом, где родилась моя бабушка и моя мать”, и ложатся в ту же кровать, а утром кушают домашнюю выпечку (сахарные трубочки), которыми их угостили благодарные жители городка. Именно отсюда солдаты увели ее прадедушку на расстрел, и не дали ему позавтракать, и он был гордый, и боялся за жену и дочь, поэтому не сбежал.

В финале фильма мы видим, как жители деревни на краю братской могилы оплакивают останки своих мужчин, погибших в расцвете лет. Даже малышка Сесиль понимает это и утирает свое маленькое личико. Но здесь мы уже знаем, что Дженис снова беременна. И кажется, это будет мальчик ☺️

В фильме личная история Дженис, правнучки погибшего в гражданской войне мужчины налаживаться только тогда, когда “война закончится” - а закончится она может только тогда, когда погибшие будут похоронены на семейном кладбище: “вместе в смерти, раз не могли быть в жизни”, как говорят их потомки. И тогда и Дженис сможет пережить потерю своего ребенка, создать отношения с мужчиной и снова стать матерью. В фильме есть намек, что не только Дженис пострадала и одинока - ее подруга и коллега Елена - лесбиянка, она тоже из этого городка. Да и семьи, куда заезжают Артуро и Дженис за подробными описаниями погибших, в них только несколько поколений женщин. В финальной сцене на могилу смотрят женщины всех возрастов, а в могиле лежат мужчины. То есть только после полного завершения горевания женщины могут снова стать женщинами.

Фильм поднимает вопросы отцовства и материнства, причем во множестве аспектов. Здесь есть и отсутствующие отцы, умершие и живые, и хорошие и плохие матери. Актуализируются следующие вопросы: может ли получить прощение плохая мать и хорошая актриса? Может ли женщина, выросшая без мужчин в нескольких поколениях, создать стабильные отношения и стать хорошей матерью? Будет ли хорошей матерью женщина, переживающая нежеланную беременность? И как именно переживается вклад отца в семью?

Все три женщины - Дженис, Анна, Тереза получают второй шанс стать [достаточно хорошей] матерью. Анна в начале фильма - это мать без выбора быть матерью, Анна в конце фильма - мать по своему выбору и желанию. И это очень по-разному. Если говорить о визуальных деталях - Анна вернула себе свой натуральный цвет волос и движется по пути развития своей женственности. Получает свой шанс и Тереза, актриса и мать Анны - ее мучает чувство вины за то, что она уехала на гастроли и малышка погибла. Но когда Анна принесла в дом свои настоящую дочь, Сесиль, Тереза очень рада и их отношения с Анной восстанавливаются (спасибо, Дженис!). Про Дженис я уже говорила - ее способность создать семью и стать женщиной и матерью “восстанавливается“ после того, как она переосмысляет свои отношения с Артуро и наконец поверит в его чувства. Если бы мы говорили о личном психоанализе Дженис, то могли бы предполагать сильнейший страх потери мужчины, который на протяжении нескольких поколений заставляет женщину быть “феминисткой” - не по своему сознательному выбору, а из-за страха сблизиться и затем потерять любимого человека. Именно поэтому, при первой беременности Дженис даже не допускает мысли о дальнейшем участии Артуро, она все была готова сама. И новый ребенок - это возможность сблизиться уже осознанно.



В итоге фильм "Параллельные матери" оказывается фильмом об исторической памяти, о наследии и идентичности народа, пострадавшего от гражданской войны и, ни много ни мало, об излечении травмы поколений через роль женщины-матери. Дженис успешный фотограф, как и ее прадедушка - это ее идентификация с хорошим объектом и часть памяти рода. И в конце фильма понятно, что хорошим отцом "в голове" может стать даже физически отсутствующий отец - и если он был любящим и любимым, то память о нем будет жить, пока длится его род.

Автор: психоаналитик, супервизор Юлия Анатольевна Гордеева



Вы можете стать участником актуальных вебинаров, смотрите РАСПИСАНИЕ вебинаров
Рубрики:  
Опубликовано: 15 октября 2022
© EduNote.ru, 2017-2024
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567
Образовательная лицензия:
№ Л035-01271-78/00640744 от 13.02.2023
ИП Ершова С.К.
ИНН 781002919627
ОГРНИП 309784709000348
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.