Новая статья Марины Куликовой о специфике женского эдипового комплекса и его последствий в виде симптома расстройств пищевого поведения.
Статья приурочена к вебинару 15 февраля, в 18:00 по мск!
Зигмунд Фрейд в самом начале подхода к "женскому" предложил несколько шокирующих гипотез.
Эдипов комплекс как теплые платонические (и вытесненные эротические) чувства к родителю противоположного пола с одновременной амбивалентностью к родителю своего пола, со временем растворяется и приводит к латентной фазе. У мальчиков.
У девочек он не растворяется или, по крайней мере, существует еще долго, девочка находит в нем убежище. Поэтому нет прямых и простых симметрий Эдипового коплекса у мальчиков и у девочек. Нельзя женский Эдипов Комплекс по аналогии назвать
комплексом Электры.
Если мальчик в результате растворения Эдипа интроецирует нежно любимую и одновременно страшную фигуру отца, что становится основой мальчикового супер-Эго, оставляет свои притязания к матери, то женщина навсегда привязана к ненавидимой ею матери и не оставляет желания обладать пенисом и отцом . Поначалу страсть к матери одинакова, как у мальчиков так и у девочек, это первичный объект любви. Эта любовь архаична настолько же насколько надежно вытеснена. Но если у мальчиков Эдип происходит после осуществления комплекса кастрации (страх потери нарциссического органа удовольствия), то девочка уже все потеряла в самом своем рождении. Ее кастрация состоялась, ей нечего терять. Внутренние интроекты не работают (запреты невозможно как полюбить, так и усвоить), девочку можно сдержать только внешними реальными угрозами - наказанием, что "ее разлюбят".
Девочка не смиряется с отсутствием пениса, наоборот, разочаровавшись в матери за то, что та не дала ни любви ни пениса, она поворачивается к отцу и начинается история с ребенком сначала от отца, потом от другого мужчины. Женщина не охладевает к своей эдипальной тематике, не расстается с объектом своего желания (который все-таки пенис, хоть и под видом ребенка) и не перестает ненавидеть свою мать (тщательно это вытесняя), не может ее интроецировать в виде супер-эго. У женщин плохое работающее Супер-Эго, если оно вообще есть. Закон и любовь не соединились между собой. Более того, женщина жаждет любви, при том, что мужчина просто спокойно любит.
Фрейд осветил несколько ключевых моментов, которые потом по-разному рассматривались разными аналитиками.
- Смена объекта любви у женщины.
- Женская привязанность к матери.
- Смена органа удовольствия (клитор на вагину) у женщины.
- Интроецированные агрессивные импульсы, связанные эротически и ставшие женским мазохизмом - основой хорошей жены и матери.
- Желание женщиной пениса, которое не проходит.
- Нарциссическая уязвимость женщины.
- Катектирование всего тела в отсутствие пениса.
- Страх потери любви.
Это первый подход Фрейда к теме женского, который будет подхвачен и рассмотрен его последователями и его критиками.
Есть еще общий момент: оральная природа либидо и сфинктерная природа органов удовольствия -- что люблю то поглощаю. Женский орган любви устроен практически как рот. Мария Торок юмористически сравнила интроекцию с жизнью дождевых червей, которые живут тем, что поглощают среду, в которой существуют.
Все это вызывает специфическую картину невроза женщины. Если мужская тревога звучит как страх потери важной части себя, то
женская тревога имеет окраску сосущей пустоты, которую необходимо наполнить и с которой невозможно смириться.
Женщина ригидна и безнадежна для анализа. Что-то кардинально важное уже случилось и состоялась когда-то давно – заключает Фрейд. Но это только начало пути анализа женской проблематики.
"Я не люблю этот мир. Я не люблю мужчин. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Этому миру я бы поставила ноль", - говорит героиня Ренаты Литвиновой. И убивает мать, которая не любила своего ребенка.
Сначала мать что-то делает с ребенком, потом ребенок играет в игру, где он делает с матерью то, что она делала с ним. Так устроено либидо в момент перехода от пассивного в активное. Сначала ты сосешь, потом ты кормишь. Так устроена и женщина. И не ее проблема, что ее кормили чем попало, она вернет миру то, что съела, тому, кто ее кормил.
"Оральные клиентки во время терапии все время Вам показывают, что их плохо кормили", – Александр Леонидович Непомнящий.
Жанин Шассге-Смиржель издала в 1968 сборник
"Женская сексуальность. Новые психоаналитические исследования" , к которому она делает обширное теоретическое вступление по теории женской сексуальности, обозревая работы от Фрейда, Хелен Дойч, Лампль де Грут, Мари Бонапарт, Рут Мак Брунсвик, Жозин Мюллер, Карен Хорни до Мелани Кляйн и Эрнеста Джонса, от сторонников Фрейда до тех, кто расходился с ним во взглядах на женскую сексуальность.
Монолог нищего в автобусе (финаль фильма "Настройщик"):
"если у вас забирают кошелек, значит он нужнее другому". Вывод: если вы не можете обладать, у вас это заберут.
Если мужчина отступает от своих претензий под страхом "заберут", то у женщины уже "забрали" , и ей нечего терять, следовательно, переставать хотеть запретное.
"Меня бросили, разлюбив",-- вот самый ужасный ужас женщины. Мужчина, оставляющий женщину, все-таки оставляет ее без пениса. Сама возможность того, что это может случиться, и будет держать в "тонусе". Женщина, не получившая своего пениса, через мужчину или ребенка-мальчика, будет испытывать нарциссическую тотальную пустоту. И все-таки дефицитарна. Но не смирилась.