Этническая идентичность и готовность убивать ради группы
Перевод части статьи Вамика Волкана, посвященной проблемам этнической идентичности к семинару "Человек и группа" от 26 Декабря 2022, текст статьи целиком читайте в документах семинара.
Первые два года у ребенка нет понимания отдельного Я, и только к окончанию третьего года жизни ребенок приходит к пониманию и способности интегрировать свои различные переживания. Точно также в начале жизни он не способен совместить плохую мать и хорошую мать и воспринимает ее как отдельные хорошие и плохие объекты, проецируя свои плохие и хорошие переживания на внешние объекты.
Это черно - белая фаза характерна для людей с пограничной организацией личности.
В возрасте черно - белой фазы дети чрезвычайно восприимчивы к различным посланиям своей группы, частью которой они являются. "Наши" и "чужие" становятся интегрированными в психику детей. То, что интегрировано группой как хорошее и либидинозно нагруженное: флаги, песни, еда, ритуалы и обычаи, интегрируются ребенком как хорошее. Эти резервуары хорошего становятся впоследствии резервуарами этнической идентичности ребенка.
Позже ребенок может отделить индивидуальные и групповые предпочтения и в особенности в подростковый период они теряют инвестиции родительских предпочтений и развивают свои отдельные групповые идентификации. В этот момент кристаллизируются и вычищаются бессознательные заимствованные ценности (в период влюбленности подросток может себе позволить влюбиться в партнера из племени врага)
Для групп и для индивидов характерна потребность иметь врагов и союзников. Большие группы вырабатывают отдельные ритуалы для поддержания своей групповой идентичности, а также для вырабатывания баланса между другими и чужими. Соседи часто являются резервуарами для плохих проекций. Мы продолжаем видеть непримиримые конфликты между народами, которые являются очень близкими соседями. А сегодня, когда устранены границы благодаря технологиям, любой народ становится соседом. Общее в народах является объединяющим фактором. Но когда дело доходит до сгустившихся обстоятельств (война, эпидемия), самые маленькие различия между группами становятся основанием для водораздела свой-чужой.
Фрейд описал нарциссизм малых различий. В период разногласий группа особым образом инвестирует в малые различия ( блюдо, национальная одежда, манера говорить). В любом случае враг становится резервуаром для наших непризнанных частей и на него отправляются все агрессивные импульсы. Через проективную идентификацию группе присваиваются все нежелательные действия. Кроме того, в группе особенно во время враждебных действий слитность индивида со своей группой возрастает. Любая брешь в физических границах группы ( потеря территории) становится пробоиной в психическом пространстве группы, и она также действует на психическое пространство индивида группы. Опасность утраты идентичности воспринимается как разделенное группой переживание. И тогда члены группы становятся готовыми жертвовать своей жизнью или убивать соседа ради сохранения своей идентичности.
Текст статьи целиком был предоставлен участникам семинара
"Человек и группа" 26 декабря 2023
Вы можете стать участником актуальных вебинаров, смотрите
РАСПИСАНИЕ вебинаров